ОБЩАЯ ТЕМА В ФОЛЬКЛОРЕ СЛОВЕНЦЕВ И НОВГОРОДСКИХ СЛОВЕН


ОБЩАЯ ТЕМА В ФОЛЬКЛОРЕ СЛОВЕНЦЕВ И НОВГОРОДСКИХ СЛОВЕН 
В Словенских Альпах (область Гореньска) была записана народная песня о парне, который шел на приходской праздник, встретил на дороге говорящий череп который пнул ногою и вскорости юноша погиб:

Mrtvaška kost kaznuye objestneža

Fantič je hodil daleč v vas
Tjakaj čez britof žegnani.
Srečala ga je ena kost.
Fantič jo sune z nogo.
«Kaj me boč suval, fantič ti?
Kmalu boš ležal tudi ti! »
Komaj se je storil beli dan,
Fantič je bil na pare djan.
Stresla ga je huda mrzlca,
Ki se imenuje smrtnica (Slovenske ljudske pesmi. Ljubljana 2005, C. 108).


Мёртвая кость наказует обидчика

Мóлодец шёл издалёка в село
Праздник престольный встречать веселó.
Мёртвую кость повстречал на пути,
Отбросил ногою, чтоб дальше пройти.
«Что же меня ты пихнул, паренёк?
Так же ведь ляжешь, твой час недалёк!»
И не успел белый день пролететь
Лютым морозом повеяла смерть.

Недолго трясла парня стужа зелá
Кость присудила, смерть увела.

На территории племени новгородских словен, их потомки рассказывали похожую историю, произошедшую с Василием Буслаевичем во время его паломничества ко святым местам:

«…Пошол Василеи со дружиною,
И будет он в полгоры,
И на пути лежит пуста голова, человечья кость,
Пнул Василеи тое голову з дороги прочь,
Провещитца пуста голова:
– Гои еси ты, Василеи Буслаевичь!
К чему меня, голову, попиноваешь
И к чему побрасоваешь?
..Где лежит пуста голова,
Лежать будет и Васильевой голове! –
…Василеи тому не верует,
Стал со дружиною тешитца и забавлятися,
Поперек каменю поскаковати;
Захотелось Василью вдоль скакать,
Разбежался, скочил вдоль по каменю -
И не доскочил толко четверти
И тут убился под каменей.
Где лежит пуста голова,
Там Василья схоронили…».

Мы видим поразительное сходство – оба героя совершают дальнее путешествие, вызванное религиозными побуждениями; оба встречают на своём пути кость (мёртвую, человеческую), которую непочтительно пинают ногой; кость выражает неудовольствие и герои бесславно гибнут. Совпадают даже слова, используемые народом для описания события: и там и там герой кость пинает, череп грозит: «Лежать будет..» и «boš ležal». Отличия только в том, что словенец шел один, а новгородец с дружиной; и в виде смерти – словенец замёрз, а новгородец расшибся, однако у обоих смерть нелепая и трагическая.

Необходимо заметить, что в древности и в Средневековье войны и «моровые поветрия» оставляли на просторах Европы свой след - кости животных и людей можно было встретить буквально на каждом шагу. И эти два примера из фольклора родственных славянских народов, в которых наглядно показано что попирание умерших ногами наказуемо свыше, дают нам возможность выделить одну из составляющих славянского этноповедения – уважительное отношение к человеческим останкам, что было характерно не для всех европейских народов. Документальные источники свидетельствуют, что в 1055 году английские солдаты играли ногами в футбол черепами (впоследствии вместо черепа стали использовать надутый коровий желудок), скорее всего это была кельтская традиция, так как их пристрастие к манипулированию черепами отмечается у многих писателей древности.

Простое русское словосочетание «похоронить по-человечески» является ответом на вопрос, что же нужно было сделать нашим славянским героям, чтобы избегнуть преждевременной смерти? Это устойчивое словосочетание можно назвать частью славянских Вед, запрятанной в недрах лексики.

Общая тема в фольклоре словенцев и новгородских словен
В наши дни такое славянское этноповедение, проявляет себя в самоорганизации и длительной работе многочисленных поисковых отрядов, участники которых ищут останки погибших воинов и достойно их перезахоранивают.



Имя:  
Код:   =  


Адрес заметки: https://zenanews.ru/news_1362956570.html

О ПОДГОТОВКЕ К РОДАМ
О ПОДГОТОВКЕ К РОДАМ
ШОКОЛАДНО-ОРЕХОВЫЙ ТОРТ ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА
ШОКОЛАДНО-ОРЕХОВЫЙ ТОРТ ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА
КОМУ НУЖНЫ БАШНИ БЕЗ ОКОН И ДВЕРЕЙ
КОМУ НУЖНЫ БАШНИ БЕЗ ОКОН И ДВЕРЕЙ
ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ВЕСНЫ
ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ВЕСНЫ
НИКОЛАЙ РЕРИХ ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
НИКОЛАЙ РЕРИХ ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ

Грузило © 2022 Copyright