СЛАВЯНСКИЕ РЕМЕСЛА


СЛАВЯНСКИЕ РЕМЕСЛА

Знаменитая петриковская роспись – визитная карточка Украины, народное традиционное искусство. Начало своего развития этот вид народного искусства берёт с настенного рисования, настенной росписи в сёлах Украины, как Восточной – Днепропетровская область, так и Западной – Подолье, Буковина. В каждом районе росписи имели свои особенности, нередко отличались росписи даже соседних сёл. Это говорит о том, что на землях Украины творили с давних времён.  Самым известным центром, где бережно хранились традиции своеобразной росписи, стало село Петриковка Днепропетровской области, отсюда и название росписи, которое стало уже нарицательным. Петриковский узор имеет многовековую традицию, тесно связан с культурой Запорожской Сечи. Село основано в 1772 году, своё имя получило от имени последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, который был инициатором переселения казаков из старинного запорожского селения Куриловки. Село Петриковка было центром Протовчанской паланки (округа), здесь находилась местная администрация и стоял небольшой гарнизон. После ликвидации в 1775 году Запорожской Сечи, Петриковка стала «казённой», государственной слободою. Безусловно, именно то, что петриковчане не подвергались постоянному крепостному гнёту, способствовало развитию народного искусства. Женщины этого села расписывали печи, стены хат красочными цветочными узорами. А также украшали бытовые предметы, посуду. В ХІХ веке Петриковка уже была центром распространения стенописи. В узорах прослеживались традиционные орнаменты, которые использовались в быту у запорожцев.
Говорят, что раньше в Петриковке художников не было совсем. Каждая хозяйка к большому празднику заново белила хату и заново ее расписывала. И ни одна не считала себя мастером, просто расписывала, чтоб было красиво в доме и во дворе. Бумажные же кальки (первые были полупрозрачные) делали зимой целыми семьями, а весной везли на базар. Продавали недорого, людям на радость – «бегунки» с цветочным орнаментом для украшения печи, откосов, «малёвки» на потолок, рисованные рушники для стен. У каждого мастера были свои орнаменты — калина, мак, «цыбулька», петушок, кукушка – всё связано с природой . Со временем «малёвки» стали самостоятельными произведениями, а также эскизами для росписи фарфора, ткани, деревянных изделий. Для рисования использовали мел, цветную глину, сажу, самодельные цветные красители, хотя уже были в продаже дешёвые анилиновые краски. Цвета выбирали самые яркие. Краски разводили желтком, молоком, вишнёвым клеем. Например зелёную краску готовили из сока молодого зелёного жита, в который добавляли яичный желток. Петриковские мастера имеют точный глазомер и чрезвычайную ловкость рук, рисуют без предварительно контура, а также не используют ни одного измерительного инструмента. Виртуозное письмо выполняли тоненькой, сделанной из кошачьей шерсти, кисточкой. Кроме кисти, использовали щепочки, стебли болотной травы оситняга да и просто пальцы .

В 1936 году возник интерес к народному творчеству. В Киеве, а следом и в Москве, открылись первые выставки народного творчества, где были представлены работы мастериц — петриковчан : Татьяны Паты, Надежды Билоконь, Ирины Пилипенко и Анны Исаевой. О них узнала вся Украина и пришло признание. Эти события послужили своеобразным детонатором для всплеска творческой активности и дальнейшего развития росписи. В селе Петриковка открывается двухлетняя школа декоративного рисования, которая начала готовить художников-исполнителей и инструкторов для работы в разных отраслях художественной промышленности. Композицию петриковского орнамента преподавала Т. Пата. Школа просуществовала до 1941 года, но успела сделать три выпуска талантливейших учеников, которые работали в разных отраслях художественной промышленности.

Выпускник школы Фёдор Панко в 1958 году организовывает артель надомных рисовальщиц и вышивальщиц «Вольная селянка», которая к середине 60-х реорганизуется в фабрику художественных изделий «Дружба». Позже, в 1970 году, он организовывает творческую мастерскую, которая стала его детищем. А ещё один ученик Т.Паты Василий Соколенко открывает при фабрике Музей истории декоративной росписи.

70 -90-ые годы для петриковской росписи – время расцвета. Оно характеризуется появлением известных имён и созданием прекрасных произведений, что вдохновляют, служат образцом сегодняшним мастерам.

К сожалению, в годы развала Советского Союза фабрика прекратила своё существование. Тяжёлое материальное положение всех предприятий культуры в тот переходный период, отсутствие финансирования и плановых закупок произведений не позволило сохранить ни фабрику, ни кадры и заставило многих петриковцев искать новые рынки сбыта, предлагая более прикладные варианты рисования. Сегодня неимоверными усилиями группой энтузиастов возрождено предприятие Центр народного творчества «Петрикивка», и петриковская роспись вновь приобретает популярность.



Имя:  
Код:   =  


Адрес заметки: https://zenanews.ru/news_1368852166.html

СОБРАНИЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА СЕРГЕЯ ГЛЕБУШКИНА
СОБРАНИЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА СЕРГЕЯ ГЛЕБУШКИНА
БУКВИЦА
БУКВИЦА
КЭРОБ И ВСЕ О НЕМ.
КЭРОБ И ВСЕ О НЕМ.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О МУЖЕ И ЖЕНЕ
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О МУЖЕ И ЖЕНЕ
ПРОЩАНИЕ
ПРОЩАНИЕ

Грузило © 2011 Copyright